|
|
ПРАЗДНУЕМ ПЕСАХ!
|
|
КОНТУРЫ
ПРАЗДНИКА
Этот месяц стал
символом
освобождения
еврейского народа.
Согласно предсказанию пророков он также будет месяцем нашего грядущего
избавления.
У
ГОРЫ СИНАЙ
Песах
– первый в ряду еврейских праздников, в определенном смысле –
самый важный среди них.
История этого праздника – волнующий рассказ о том,
как родился избранный Всевышним народ.
Все мотивы еврейской судьбы сплелись
в этом празднике: изгнание, вера, страдания, чудеса, избавление,
странствования по пустыне и дарование Торы на горе Синай.
На границе рабства и свободы, у подножия
охваченной огнем горы, на пути из Египта в Святую землю родился
наш народ...
|
БЫТЬ
СВОБОДНЫМ
Песах
называют праздником свободы, а кто из нас не стремится к
свободе?
Всегда ли наша личная свобода ограничена только внешними
факторами, всегда ли над рабом занесена фараонова плеть?
Нет, и в свободной стране, неподвластный (-ой)
фараону, может оказаться человек рабом, рабом собственных слабостей,
страстей, привычек.
Подлинная
свобода проявляется в способности сбросить эти путы, строить
жизнь так, как хочет наше подлинное "я", наша божественная
душа.
Путь
к этой свободе – жизнь по Торе.
|
ЧЕТЫРЕ
ПЛЮС ОДИН
|
|
Подлинные
"звезды" праздника – дети. Они задают традиционные
четыре вопроса за праздничным столом. Рассказ, вокруг которого
построена Пасхальная агада, – это ответ отца на вопросы
четырех сыновей.
Мудрецы
говорят, что за пасхальный стол послушать рассказ отца об Исходе
садятся четыре сына: умный, злодей, простак и тот, кто вообще
не знает о чем спросить. Каждый из них по-разному относится к
заповедям Торы, но все знают, что надо прийти к пасхальному столу.
Однако
в двадцатом веке к ним прибавился пятый сын. Он вообще не знает,
что есть Песах. Он не догадывается, что это его праздник. Пятый
сын не найдет дорогу к пасхальному столу. Мы должны отыскать его
и привести сами...
|
СЧЕТ
ДНЕЙ ОМЕРА
Вечером
на исходе первого дня праздника Песах после появления первых
звезд начинают отсчет сорока девяти дней между праздником Исхода
из Египта до праздника дарования Торы у горы Синай (Шавуот).
|
НАКАНУНЕ
ИЗБАВЛЕНИЯ
Последний
день праздника Песах многие евреи во всем мире отмечают заключительным
торжеством, называемым Сеудат-Машиах.
Традиция
эта установлена основателем хасидизма, рабби Исраэлем Баал-Шем-Товом.
Эта трапеза выражает нашу веру в грядущее Избавление и в приход
Машиаха в ближайщее время.
Эпоху
Машиаха принято уподоблять освобождению из египетского рабства:
«Как
во дни исхода твоего из Египта, явлю чудеса».
Двести лет предки наши были рабами фараона в Египте, наше же,
последнее, изгнание длится уже два тысячелетия.Эпоха
Машиаха и Избавления подобна исходу из Египта, но значимость ее
для евреев и мира несопоставимо выше.
Как
и в дни исхода из Египта, возглавит наш народ человек, посланник
Всевышнего – Машиах.
Вера в Избавление отражена в заключительных словах пасхального
седера:
В будущем году – в
восстановленном Иерусалиме, в Третьем Храме!
|
ГОТОВИМСЯ
К ПРАЗДНИКУ
|
Любой
продукт, содержащий один из пяти злаков (пшеница, рожь, овес,
ячмень, полба) и необъявленный кашерным для употребления в Песах
(кашер лаПесах). Это хлеб, крупы из злаковых, мучные
кондитерские и макаронные изделия, некоторые сорта детского питания,
пиво, виски, пшеничная водка, некоторые виды консервов и колбас.
В Песах не только запрещено есть "хамец",
но и пользоваться любыми изделиями, содержащими "хамец"
– лекарствами, чистящими средствами, косметикой и др. Только консультация
с раввином или компетентным человеком поможет разобраться, что
"за", а что "против".
|
УБОРКА
Перед
праздником надо тщательно убрать в доме, машине, кладовых и
других принадлежащих Вам помещениях, очистив их от остатков
хамеца.
Особое внимание следует обратить на те места, в которых
обычно можно найти остатки продуктов: на кухне, в столовой
и детской.
ПОСУДА
Вся
столовая и кухонная посуда, которой мы пользуемся в течение года,
не пригодна для пасхальной пищи. В большинстве еврейских семей
хранится особый набор посуды на Песах. Часть посуды (в зависимости
от материала) можно прокашеровать перед Песах.
Кухонный стол и раковины для мытья посуды также должны
быть прокашерованы перед праздником. Разобраться в технологии
подготовки посуды к празднику поможет вам любой раввин.
КУДА
ДЕВАТЬ ХАМЕЦ ?
Хамец,
который Вы решили не сжигать перед праздником, можно собрать в
одном из углов дома и продать на все дни праздника нееврею. Осуществить
эту продажу поможет вам раввин или другой компетентный человек
Вечером 13 Нисана
хозяин дома тщательно проверяет, не остались ли крошки хамеца
в доме.
Утром 14 Нисана
каждая семья сжигает остатки хамеца.
Порядок поиска и сжигания хамеца приводится во многих
книгах, повествующих об Исходе ("Пасхальная Агада").
Есть хамец и сжечь его остатки в канун Песаха
можно только утром и не позднее определенного времени, о котором
можно узнать в ближайшей синагоге.
|
ПРОДУКТЫ
Даже
тот, кто в течение года употребляет в пищу продукты с любым
клеймом кашерности, к празднику Песах покупает продукты, изготовленные
под особо строгим надзором. На упаковке такого продукта написано:
"кашер
лаПесах"
|
ПРАЗДНИЧНЫЕ
ДНИ
Песах
празднуется в Стране Израиля с 15
по 21 Нисана. Из этих дней первый
и последний – праздничные, а промежуточные – полупраздничные
дни (холь-амоэд).
В диаспоре (за пределами Страны Израиля) – с 15
по 22 Нисана , из которых первые
два дня и последние два дня – праздничные.
|
|
ЗАЖИГАНИЕ
СВЕЧЕЙ
В
Стране Израиля праздничные свечи зажигают накануне первого и
последнего дней Песах – вечером 27 марта и 2 апреля 2002 г.
(для 5762 г.).
В диаспоре свечи праздника зажигают
27 и 28 марта, 2 и 3 апреля 2002 г. (для 5762 г.). Причем 28
марта и 3 апреля (т.е. на вторые дни праздника) их зажигают
только от огня свечи или газовой горелки, зажженной до наступления
предыдущего дня праздника.
Время
зажигания свечей можно выяснить в местной синагоге.
Женщины,
девушки и девочки (старше 3-х лет) после зажигания свечей произносят
следующие благословения:
- БАРУХ
АТА, АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ
ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ЙОМ ТОВ!
- БАРУХ
АТА, АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, ШЕЭХЕЯНУ ВЭКИЙМАНУ ВЭИГИЯНУ
ЛИЗМАН АЗЭ!
- БАРУХ
АТА, АДО-НАЙ, ЭЛО-ЭЙНУ, МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ
ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ШАБАТ КОДЭШ!
|
|
ПАСХАЛЬНЫЙ
СЕДЕР
|
|
Что
такое СЕДЕР?–
традиционная трапеза, справляемая в ночь праздника Песах, называется
седер. Обычаи этой ночи и тексты, которые читают за праздничным
столом, основаны на заповедях Торы и тайнах Каббалы.
Поэтому
важно справить седер по всем правилам, не пытаясь разделить
его на "важные" и "второстепенные" моменты.
МАЦА
В
течение пасхальной ночи мы едим мацу не менее трех раз. Каждый
раз следует съесть минимум 27 г мацы (примерно две трети одной круглой мацы).
ПРАЗДНОВАТЬ
ПО-ЦАРСКИ
На
древнем Востоке только богатые и свободные люди ели "по-царски":
полулежа, опершись на руку. Рабы же ели, сидя на жесткой скамье
или на полу.
Каждый из нас должен почувствовать себя свободным человеком
в пасхальную ночь.
Поэтому
мы пьем традиционные четыре бокала вина и едим мацу полулежа,
опершись на левую руку.
КЕАРА
Перед
сидящими за столом на кеару – праздничное блюдо – кладут
три мацы, между которыми проложены салфетки. Три мацы накрывают
покрывалом, на котором разложены "знаки" пасхального
седера:
Зроа
– обожженная на огне шейка курицы, символ пасхальной жертвы.
(Зроа не едят).
Бэйца
– сваренное "вкрутую" яйцо, символ праздничной жертвы
(хагига). В начале трапезы его съедают.
Харосет
– перемолотые вместе яблоки, груши и орехи. Смесь смачивают
красным вином. Она напоминает по виду глину, из которой наших
предков заставляли делать кирпичи в Египте.
Карпас
– лук, вареная картофелина или листья сельдерея. Во время
седера эту зелень макают в соленую воду.
Хазерет
– (натертый) хрен, который вкладывают между двумя
кусками мацы.
ЧЕТЫРЕ
БОКАЛА
Каждый
из участников седера должен выпить четыре бокала вина (или чистого
виноградного сока).
АГАДА
Традиционный текст, читаемый за праздничным столом, называется
"Агада" – рассказ. Открывается Агада четырьмя вопросами,
которые задаёт отцу ребенок. Весь рассказ о рабстве и Исходе,
сопровождающий трапезу, представляет собой ответ на эти вопросы.
АФИКОМАН
В
память о пасхальном жертвенном ягненке, который входил в пасхальную
трапезу наших предков в те годы, когда Иерусалимский Храм
еще не был разрушен, мы завершаем седер афикоманом – куском
мацы, после которого нельзя есть и пить. Афикоман должен быть
съеден не позднее полуночи (точное время можно выяснить в
местной синагоге).
|
|
|
|