суббота / праздники / памятные дни

ЧУДО, ПРЕДСКАЗАННОЕ ДЕТЬМИ
Из бесед Любавичского Ребе

В тот самый день, когда царь Ахашверош согласился с планом поголовного уничтожения евреев, предложенным злодеем Аманом, встретились на улицах столичного города Шушан Аман, Мордехай и трое еврейских детей.
"Какой отрывок из Торы учили вы сегодня в школе?" - спросил Мордехай у детей.
"Не бойся внезапно возникшей угрозы, нападения смертельных врагов", - сказал первый.
"Стройте заговоры - будут они сорваны, сговаривайтесь между собой - ничего у вас не выйдет, ведь с нами Всевышний!" - продолжал второй.
"Вовек не изменюсь и до скончанья времен буду терпелив, Я сотворил его (народ Израиля) и буду терпим к нему, и спасу его", - произнес третий ученик.
Услыхал Мордехай слова их и обрадовался. Спросил его Аман: "Почему ты так весел?" Ответил Мордехай: "Я услышал в их словах добрую весть - не страшиться замыслов твоих и твоих погромщиков".

Почему Мордехай воспринял слова детей как пророчество? Он знал, что подлинной причиной трагических событий было то, что евреи отвернулись от Торы.
Если еврейские дети отвечают словами Торы, выражающими твердую веру в помощь Всевышнего, - то есть надежда на спасение. Ведь сказано: "И вернешь, благодаря детям, сердца отцов ко Всевышнему".

 

ХОМЕНТАШ НА ПАМЯТЬ
(к сведению разным там Сталино-Арафатовых)

Раввин Праги рабби Йонатан Эйбшюц однажды повстречал епископа, который обратился к нему со следующим замечанием:
- Ваша Тора запрещает хранить обиду, запрещает мстить. Почему же каждый год вы празднуете Пурим, день падения Амана?

Раввин ответил:
- К сожалению, немало "аманов", ненавистников евреев, живет в наше время.
Мы празднуем Пурим, чтобы напомнить им - что стало с их предшественником...

 

Свиток Эстер

В ту пору Вавилон, разрушитель Храма, был захвачен персами, развернувшими на полмира огромную империю из 127 государств. И в каждом из них жили евреи.

Многие перестали соблюдать заповеди, пытаясь приспособиться к "новому времени". Они пировали вместе с прислужниками царя, и хмель этих пиров развеял тоску по разрушенному Храму. Тоску по своей еврейской душе.

Тогда против нас поднялся обвинитель. Его звали Аман. Став любимым министром царя Ахашвероша, он выпросил у него разрешение уничтожить весь еврейский народ. В каждой стране, в каждом городе... И вот, десятки гонцов на резвых скакунах разносят указ о нашей смерти.

Аман, между тем, бросает "пур" "жребий", чтобы узнать, в какой месяц евреям не светит удача.

Жребий показал – мировой еврейский погром нужно начать в Адаре, потому что в этом месяце умер Моше-рабейну...

Аман угадал... только наполовину. Он не знал, что Моше-рабейну родился тоже в Адаре: время, когда в мир пришел избавитель нашего народа, особенно удачно для евреев... Бросая "пур", Аман на самом деле подбирал название для замечательного еврейского праздника, праздника избавления.  
              

Как оно пришло?
Главные герои Пурима – мудрец Мордехай и его племянница Эстер, которая стала женой царя Ахашвероша. Узнав о замысле Амана, они начинают действовать самым неожиданным образом.

Мордехай, который был царским судьей, не пытается вести переговоры, не старается убедить царя изменить ужасное решение. Он надевает мешковину, посыпав голову пеплом. И идет не к царю, а к евреям, чтобы вместе просить Всевышнего принять их раскаяние.

Так же ведет себя и Эстер. К Ахашверону нельзя войти без приглашения. Нарушителя ждет смерть. Может спастись лишь тот, кому будет дарована царская милость. Согласно здравому смыслу, готовясь просить за свой народ, Эстер должна подбирать наряды и украшения. А она три дня постится, что совсем не прибавляет красоты...  
 
Мудрость героев Пурима в том, что они знают: за кознями врагов стоит гнев Отца на своих детей. Поэтому путь к спасению – это тшува – раскаяние, возвращение к Торе и ее заповедям.

Так же, как рыба не может жить без воды, так народ Торы теряет силы, если выпускает ее из рук...

Во времена Пурима "тшуву" сделал весь еврейский народ. Во всех 127 странах персидской империи. Амана казнили.

«И обратилось горе в радость и праздник».

 

ЧУДЕСА, ДА И ТОЛЬКО!

Стоп, стоп! О каких чудесах может идти речь? И что это за "чудо Пурима"?

Если бы буря унесла Амана в открытое море прямо из царского дворца, если бы Мордехай вознесся в небо Персии в огненной колеснице... О, тогда мы бы и в самом деле сказали: вот так чудо! И с увеличительным стеклом, кажется, не найдешь чудес в свитке Эстер. Максимум, редкое стечение обстоятельств.

Случайно стала Эстер царицей.

Случайно услыхал Мордехай слова заговорщиков и спас царя.

Случайно не спалось царю в ту самую ночь.

Случайно раскрылась книга летописей на подходящей странице.

Случайно не казнил царь Эстер, когда вошла без приглашения в его покои.

Случайно, случайно, случайно...

Что это, вообще, за новая мода пошла, чуть что говорить о чудесах? Министры и генералы, журналисты, финансисты – все в последнее время заговорили о чудесах. Что за мистика в начале двадцать первого века?

Ну а теперь, шутки в сторону. Прежде, чем давать событиям "чудесную" аттестацию, надо разобраться в терминах. Когда мы говорим "чудо" – первая ассоциация – сверхъестественные, необъяснимые для человеческого разума явления: воскресение мертвых, переход моря посуху. Но у чуда много лиц, оно может принять форму абсурдного, невероятного сочетания вполне естественных событий. Нам не надо искать чудеса такого рода в далеком прошлом: довольно обратиться к событиям последнего десятилетия.

Пала занимавшая четверть мира коммунистическая империя.

Сотни тысяч евреев репатриировались в Израиль.

Десятки стран внезапно захотели восстановить дипломатические отношения с Израилем.

Началась и закончилась под Пурим война в Персидском заливе, когда ракетные атаки СКАДов причиняли ущерб лишь зданиям.

Тот, кто рискнул бы предсказать подобное развитие событий в году этак 1990, вряд ли был бы принят кем-нибудь всерьез.

Как и в дни Мордехая и Эстер, мы стали свидетелями и участниками эпохи чудес, "замаскированых" под естественные события.  

 

СЕРЬЕЗНЫЕ АСПЕКТЫ ВЕСЕЛОГО ПРАЗДНИКА

В империи Ахашвероша евреям жилось хорошо: ни дискриминационных законов, ни черты оседлости, ни процентной нормы. Судите сами: один из министров двора – Мордехай – да и сама царица – Эстер – были "нашими". Царь даже пригласил евреев на празднование третьей годовщины коронации. В те времена многие из евреев стали даже внешне похожи на персов. Та же одежда, те же манеры.                
Как же вышло, что злодей Аман всего за несколько минут сумел уговорить Ахашвероша принять решение о поголовном уничтожении евреев?
               
Стало быть, не за то нас ненавидят, что живем мы обособленно и непохожи на других.
               
Стало быть ассимиляция не ослабляет антисемитизм. Может быть наоборот?
               
Итак, Аман получил от Ахашвероша "добро" на уничтожение евреев. Естественно было бы предположить, что Мордехай приведет в действие проеврейское лобби при дворе, попробует использовать свое влияние на монарха. Но Мордехай стал молиться, "кричать громко и горько".
               
Он собрал на уроки Торы десятки тысяч еврейских детей, обьявил трехдневный пост, знак покаяния всего народа. И только после всех этих приготовлений он послал Эстер  для беседы с Ахашверошем.
               
Почему Мордехай избрал именно такой путь?
               
Вместо того, чтобы бороться с "симптомами", он решил нанести удар по скрытой причине трагических событий. Смертельная опасность, нависшая над нашим народом, была результатом ассимиляции евреев, их отхода от соблюдения законов Торы.
               
Пурим – один из тех праздников, которые сохранятся даже во времена Машиаха. Это связано с особой природой этого праздника. В отличие от Хануки, где нашему народу угрожала духовная гибель, во времена Ахашвероша планировалось физическое уничтожение евреев.
               
Поэтому Пурим – это праздник души в теле, праздник их единства. Это напоминание о временах Машиаха, когда еврейский народ, пройдя все испытания, навсегда освободится от своих врагов, наконец вздохнет спокойно.

Мы верим, что осталось совсем немного ждать.

 

Пост Эстер

В память о трехдневном посте, объявленном Мордехаем и Эстер, мы не едим и не пьем с рассвета до наступления темноты. Обычно этот день перед праздником Пурим, 13 Адара.

 

Пурим 14 Адара

* Чтение свитка "Мегилат Эстер"
На исходе поста вечером и утром 14 Адара в синагогах читают "Мегилат Эстер". Это - центральный момент праздника Пурим. Слушать чтение обязаны все - мужчины, женщины и дети, не пропуская ни единого слова.

* "Мишлоах манот" ("шалахмонэс")
В Пурим днем посылают дар по меньшей мере из 2-х видов съестного (печенье, фрукты, напитки и т.д.) хотя бы одному человеку.

* Помощь нуждающимся
Каждый должен помочь деньгами хотя бы двум нуждающимся евреям.

* Празничное застолье
В Пурим днем принято устраивать обильную трапезу с вкусной едой и крепкими напитками. Маскарад, веселый пир, "лехаим", песни во славу Всевышнего, сохранившего Свой народ, - это Пурим.


 


Шушан Пурим

В Стране Израиля, в Иерусалиме и в городах, которые в древности были окружены стеной, Пурим празднуется на день поже - 15 адара.
Если Шушан Пурим выпадает на пятницу, жителям этих городов желательно устроить трапезу в пятницу до полудня, чтобы успеть приготовить все необходимое к субботе.

Если Шушан Пурим выпадает на субботу, а такое происходит крайне редко (например, в 5761 г.), он носит название Пурим Мэшулаш, т.к. шесть главных заповедей-мицвот праздника разделены попарно на три дня:
* чтение Мэгилат Эстэр 14 адара (вечером в четверг и утром в пятницу) и цдака - подарки бедным и нуждающимся;
* чтение в Торе отрывка "Вэ-Йаво Амалек" ("И пришел Амалек") и чтение вставки "Аль hа-Нисим" ("И за чудеса") в молитве Шмона Эсрэ и в Биркат hа-Мазон (Благословении после еды) 15 адара в субботу;
* праздничная трапеза (сэудат Пурим) и мишлоах манот - посылание сладостей или другой еды родственникам, друзьям и соседям - 16 адара в воскресенье.

Сказал один из еврейских мудрецов: "Когда придет Машиах, Всевышний явит евреям чудеса, о которых никто не слыхивал доселе. Народы мира будут спрашивать: как вы удостсились этого? Мы ответим: в заслугу того, что умели радоваться тому, что мы евреи".

 


©Copyright 2001, Chabad Youth Organization. All rights reserved. Site produced by Netzart Fedorov Media